Так называется глава недавно прочитанной мною книги "Психология для учителя" Ги Лефрансуа.
И действительно, можно согласиться, что имеется множество примеров самореализующихся пророчеств. Ведь часто мы предполагаем, что наши ожидания каким-то образом влияют на результаты. Кто-то возразит, что во многих ситуациях наши ожидания не сбываются.
Вот тут и задумаешься - а оказывают ли ожидания учителей какое-либо воздействие на поведение учеников?
Здесь уточним, что САМОРЕАЛИЗУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО (Guy R. Lefrancois) - ожидание, которое осуществляется в силу самого ожидания. Ожидания учителей в отношении учеников иногда оказываются самореализующимися пророчествами.
А далее в статье приводятся результаты исследований Розенталя и Джейкобсона, подтверждающие тот факт, что при уверенности учителя в том, что дети, особенно отстающие в учебе, часто демонстрируют внезапные интеллектуальные взлеты, через некоторое время (в данном случае, год) дети действительно прогрессируют не только в академической успеваемости (можно отметить, что она находится под контролем учителя), но также и в интеллектуальной способности (что подтверждено тестами Флэнегана).
Наиболее резкий взлет был отмечен у первоклассников, вероятно, тех, у кого имелся наибольший простор для прогресса.
А если наоборот, на ученика сваливается непосильная ноша небольших ожиданий учителя.
Интересная тема для исследования...
P.S. УЧИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ - выражение, используемое для описания часто неосознанных ожиданий учителей в отношении вероятных успехов и поведения учеников. Учительские ожидания зачастую отражают предубеждения, связанные с такими характеристиками, как пол (гендер), этничность и социальный класс.
И действительно, можно согласиться, что имеется множество примеров самореализующихся пророчеств. Ведь часто мы предполагаем, что наши ожидания каким-то образом влияют на результаты. Кто-то возразит, что во многих ситуациях наши ожидания не сбываются.
Вот тут и задумаешься - а оказывают ли ожидания учителей какое-либо воздействие на поведение учеников?
Здесь уточним, что САМОРЕАЛИЗУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО (Guy R. Lefrancois) - ожидание, которое осуществляется в силу самого ожидания. Ожидания учителей в отношении учеников иногда оказываются самореализующимися пророчествами.
А далее в статье приводятся результаты исследований Розенталя и Джейкобсона, подтверждающие тот факт, что при уверенности учителя в том, что дети, особенно отстающие в учебе, часто демонстрируют внезапные интеллектуальные взлеты, через некоторое время (в данном случае, год) дети действительно прогрессируют не только в академической успеваемости (можно отметить, что она находится под контролем учителя), но также и в интеллектуальной способности (что подтверждено тестами Флэнегана).
Наиболее резкий взлет был отмечен у первоклассников, вероятно, тех, у кого имелся наибольший простор для прогресса.
А если наоборот, на ученика сваливается непосильная ноша небольших ожиданий учителя.
Интересная тема для исследования...
P.S. УЧИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ - выражение, используемое для описания часто неосознанных ожиданий учителей в отношении вероятных успехов и поведения учеников. Учительские ожидания зачастую отражают предубеждения, связанные с такими характеристиками, как пол (гендер), этничность и социальный класс.
Здравствуйте, Лариса Васильевна! Про то, что ожидания учителей проецируются на интеллектуальную деятельность учеников, я читала обрывками, и тема меня тоже заинтересовала.... Со своими первоклашками я даже проверила это, используя проект "Читать не вредно - вредно не читать". А результатах говорить пока рано, но начало обнадеживающее. А Вы пробовали проводить исследование на эту тему?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Рада, что тема, затронутая мною, актуальна и для Вас. Исследование такого рода возможно только при поддержке грамотного психолога. В этом году такой человек появился в нашей школе, и я планирую начать разрабатывать эту тему.
ОтветитьУдалить