понедельник, 2 декабря 2013 г.

Директивное преподавание и конструктивизм

   В свете перехода на новые стандарты возникают вопросы: как сделать обучение осознанным, вовлечь ребенка в собственное учение, отойти от авторитарного преподавания?
   Разобраться с этими вопросам мне позволила статья "Директивное преподавание и конструктивизм" книги "Психология для учителя" Ги Лефрансуа.

    Конструктивистские подходы - общее название для педагогических методов, которые центрированы на ребенке и отражают взгляд, согласно которому смысловая информация конструируется учениками, а не предоставляется им в готовом виде.
   Директивное обучение - термин, используемый для описания подходов к обучению, центрированных на учителе.
Сравнение директивного обучения и конструктивистских подходов (по Ги Лефрансуа):
   Конструктивистские подходы к обучению, которые основываются на теориях научения и развития Пиаже, Выготского и Брунера позволяют приблизить материал к обучающемуся.
   Конструктивизм предполагает, что знание построено на основе предварительных знаний, дети не чистый лист, усваивают материал лучше и быстрее всего тогда, когда для них созданы условия, позволяющие построить личное понимание вещей и размышлять над теми или иными событиями, "пропуская" знания через призму своего опыта. Как отмечает д.п.н. профессор М. Чошанов в статье "Процесс непрерывного конструирования и реорганизации" 
конструктивизм - педагогическая философия, которая ценит процесс движения к истине больше, чем саму истину. «Научное знание - явление не статическое, - писал Ж.-Ж. Пиаже в одной из своих последних работ, - это есть процесс, более конкретно, процесс непрерывного конструирования и реорганизации».


а также приводит основные принципы конструктивизма в приложении к процессу обучения

1. Целеобразование с опорой на ключевую позицию конструктивизма: знания нельзя передать обучаемому в готовом виде, можно лишь только создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.
2. Мотивация обучения через включение учащихся в поиск, исследование и решение значимых проблем. Прежде всего проблем из окружающей их действительности, решение которых непосредственно связано с реальной (экологической, экономической, производственной, и т.д.) ситуацией из жизни школы, района, города и т.д.
3. Проектирование содержания обучения с опорой на обобщенные концепции, системные знания и интегративные умения.
4. Стимулирование умственной деятельности учащихся, мотивация мышления вслух, поощрение высказывания предположений, гипотез и догадок, организация содержательного общения и обмена мнениями учащихся (как фронтального, так и в малых группах).
      5. Создание условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчеркивающих интеллектуальное достоинство каждого учащегося, особую ценность его точки зрения, персонального подхода к решению проблемы, уникального видения ситуации, индивидуального стиля мышления.
...
Учитель-конструктивист в хорошем смысле «провоцирует» природную любознательность учащихся, используя в процессе обучения методы эвристики и исследования. Одной из эффективных моделей исследовательского обучения является так называемая цикловая модель. Она предполагает организацию процесса обучения в форме исследовательского цикла: «…- поиск - гипотеза - решение - приложение - новый поиск -…», аналогичного по структуре научно-исследовательской деятельности ученого.
   Итак, дело за малым: создать определенные условия образовательной среды, подобрать значимые проблемные задания, стимулирующие умственные усилия учащихся и поверить в значимость высказываний и точки зрения каждого. Но как ЭТО сложно!

Комментариев нет:

Отправить комментарий